Ландшафтная архитектура как показатель качества жизни

05.05.2017, REHAU
С приходом весны в России вновь заговорили о необходимости формирования комфортной, безопасной и дружелюбной к человеку среды открытых пространств. Выявить причины нехватки гармонично организованных объектов ландшафтной индустрии и найти решение проблемы, в равной степени учитывающее интересы общества, бизнеса и власти, попытались участники девятого Архитектурного завтрака, который прошел 28 апреля на территории Парка искусств «Музеон».

Мероприятие под названием «Ландшафтная архитектура как индикатор качества жизни» собрало под своей крышей ведущих специалистов отрасли. В их числе: дизайнер-проектировщик архитектурной среды Евгения Михайлова, партнер архитектурной группы «аЗОН» Азат Хасанов, руководитель проектов по внешним коммуникациям ООО «Илья Мочалов и Партнеры» Элеонора Иванова, ландшафтные архитекторы Елена Кича и Наталия Филиппова. Со стороны REHAU присутствовали Андрей Белоедов, исполнительный директор по продажам и маркетингу компании в Восточной Европе, Андрей Куц, менеджер по продукту отдела маркетинговой поддержки дистрибьюторов «Мебельные комплектующие», и Тобиас Мюллер, прилетевший из Австрии с деловым визитом в Москву.

Несмотря на то, что в Россию ландшафтное искусство пришло еще XVII веке, когда по инициативе Петра I появились первые парки отдыха, наши сегодняшние достижения в данной области на фоне лучших европейских практик выглядят довольно скромно. Определенные успехи демонстрируют только музеи-заповедники и ботанические оранжереи, где тщательная проработка и грамотная реализация ландшафтных проектов напрямую связана с уровнем инвестиционной привлекательности объекта. Однако когда речь заходит о частном секторе, ситуация в корне меняется. «В нашей стране ландшафтная архитектура со всеми характерными для нее чертами – взаимосвязью объектов, наличием генплана и продуманной пространственной структуры – зачастую уступает место ландшафтному дизайну, который как показатель качества жизни присутствует только “за забором” и никак не соприкасается с городским архитектурным ансамблем. Фактически люди работают с ландшафтом только в рамках маленького частного пространства», – обрисовали современное положение дел эксперты.

Тобиас Мюллер, как представитель европейской культуры, отметил, что повышенное внимание к оформлению придомовой территории является одним из признаков трансформации сознания людей и расширения их зоны комфорта, которая со временем может охватить близлежащую улицу, а затем – целый поселок или город. Переход к новому мышлению создает благодатную почву для разработки ландшафтных проектов, затрагивающих как частное, так и городское пространство и при этом не вызывающих отторжения среди местных жителей. К тому же обустройство частного пространства само по себе способствует улучшению качества жизни. «Например, строя террасу, люди создают себе площадку для отдыха и встреч с друзьями, что, в свою очередь, говорит о неком “взрослении” личности и положительно влияет на времяпрепровождение. «Мы, будучи производителем инновационного древесно-полимерного композита для ландшафтных работ, видим этот процесс изнутри», – рассказал в ходе дискуссии Тобиас Мюллер.

Говоря о направлениях развития ландшафтного искусства в нашей стране, эксперты выделили в качестве примера Парк «Музеон». По словам Евгении Михайловой, это единственное место в России, где учтены все критерии местности и есть общая концепция, причем разработанная не в целях пиара, а исходя из реальных нужд посетителей. Дизайнер-проектировщик архитектурной среды также считает, что успех «Музеона» в скором времени может повторить московский парк «Зарядье», строящийся на месте снесенной в 2006 году гостиницы «Россия».

По мнению собравшихся, таких примеров может быть больше, если на федеральном уровне акцент с озеленения территорий сместится к ландшафтной архитектуре. Но для этого, опять же, необходим общественный запрос, который в России пока до конца не сформирован. Впрочем, участники девятого Архитектурного завтрака уверены, что его появление – только дело времени.

На фото: Элеонора Иванова, руководитель проектов по внешним коммуникациям ООО «Илья Мочалов и Партнёры»; Азат Хасанов, архитектор, основатель мастерской РЯДОМ, Партнер в Архитектурной группе Азон; Евгения Михайлова, дизайнер архитектурной среды; Вадим Коляда, главный редактор «Потребительский компас».      

   

На фото: Андрей Куц, менеджер по продукту компании Rehau

 

Общее фото